?

Log in

No account? Create an account
Сергей Зайков МЕХАНИЗМ ОТЗЫВА (отрывок из «Движения как… - zajkov [entries|archive|friends|userinfo]
zajkov

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Feb. 21st, 2007|02:16 am]
zajkov
Сергей Зайков МЕХАНИЗМ ОТЗЫВА
(отрывок из «Движения как децентрализованные общественные организации)

Как действует движение, если какая-то его часть предпринимает действия, идущие вразрез с ее интересами, или даже угрожающие ее существованию? В этом случае эту часть отзывают. Целью этой главы является описание механизмов такого отзыва. Огромную роль в них играет потеря поддержки этой части со стороны движения. Шульгин приводит пример такого отзыва в России в своей книге "За что мы ИХ не любим": еврейство поставило организаторов революции 1905 года, но после того, как в качестве ответной меры начались еврейские погромы, отозвало их, и революция, лишившись руководства, выдохлась. Но он не приводит ни доказательств, ни описаний, как именно еврейство осуществило этот отзыв, поэтому его замечание, хоть и интересно, нам почти ничего не дает. Зато известен тот механизм, по которому еврейство осуществляло отзыв в Палестине, и мы можем рассмотреть его достаточно детально.

ОТЗЫВ ОРГАНИЗАЦИИ НИЛИ

"Огромные выгоды открываются для Турции, если она даст прилежным, миролюбивым, предприимчивым евреям возможность проявить наружу природные богатства страны. Мало теперь таких турецких сановников, которым была бы не ясна польза сионистского движения. Вместе с евреями в Турцию явилось бы благосостояние и экономическое вознаграждение".
Теодор Герцль, из речи, произнесенной в Лондоне в июне 1899 года.

Невозможно оценить способы взаимодействия внутри движения децентрализованной организации, не имея наглядных примеров. Первым примером я взял ситуацию в еврейской общине в Палестине в 1915 - 1917 годах, создавшуюся в связи с деятельностью организации Нили, занимавшейся разведкой в тогда принадлежавшей Турции Палестине для англичан и описанную в книге Иехуды Слуцкого "Хагана - еврейская боевая организация в Эрец-Исраэль", Израиль, 1978, "Библиотека Алия" (книга 1, стр. 56-64), цитаты из которой я буду приводить.
Руководителем организации Нили был Аарон Аронсон. Он организовал испытательную сельскохозяйственную станцию. "Когда весной 1915 года возникла угроза нападения саранчи, всесильный военный правитель Сирии и Палестины Джамаль-паша предоставил в распоряжение Аронсона большие средства и поставил его во главе штаба борьбы с саранчой. Вскоре Аронсон стал одним из ближайших советников турецкого паши по всем экономическим и сельскохозяйственным вопросам. Ему были предоставлены широкие полномочия для выполнения возложенных на него обязанностей. Аронсон собрал вокруг себя большую группу молодежи - уроженцев еврейских колоний, которые, благодаря участию в борьбе с саранчой, сумели пробиться на должности, ранее закрытые для гражданских лиц. Ему предоставилась редчайшая возможность познакомиться с турецким государственным аппаратом изнутри, сблизиться с правящей верхушкой, проследить за принятием и выполнением решений, касающихся еврейского ишува, и сделать надлежащие выводы".
Обратим внимание, какой механизм был осуществлен: "экспертная" форма инфильтрации - кадровое "подтягивание" еврейской молодежи. А также получение внутренней информации о функционировании централизованной организации (турецкого государственного аппарата). Безусловно, эта информация стала весьма ценным приобретением для ишува (еврейских поселений Палестины), и использовалась для оказания влияния на турецкий аппарат, но, к моему большому сожалению, Слуцкий такое использование не описывает, ограничиваясь гораздо менее интересным чисто военным аспектом.
В дальшейшем, Аронсон и Авшалом Файнберг решили "связаться с англичанами и оказать помощь британским войскам в захвате Палестины". Файнберг встретился с английским разведчиком Леонардом Вули, а летом 1916 года британская разведка инсценировала похищение Аронсона, имевшего "важные сведения о планах высшего турецкого командования". Созданная Аронсоном шпионская организация получила название Нили.
Характерно, что деятельность Нили не была секретом для ишува (оставаясь неизвестной турецким властям), и воспринималась как угроза существованию ишува (тем не менее их никто не выдал, национальная солидарность оказалась сильнее этой угрозы). "Разговоры о разведчиках велись повсюду. Партия Хапоэл хацаир опубликовала решение, в котором говорилось, что "реальная политика в настоящее время заключается в полной лояльности и что каждое действие, выходящее за эти рамки, угрожает самому существованию ишува". Такой же позиции придерживались руководители Хашомера".
"Изгнание евреев из Яффы весной 1917 года дало членам группы Нили возможность показать свою силу и влияние. Члены Нили первыми поведали миру об этом изгнании... Эти сообщения и реакция на них мировой общественности заставили Джамаль-пашу приостановить выселение и грабежи, которые могли бы
привести к разгрому всего еврейского ишува".
В 1917 года двое членов Нили (Сара Аронсон и Лишанский) приехали в Египет (видимо, для передачи разведывательной информации британцам), затем привезли в Палестину "изрядное количество золотых монет для оказания денежной помощи еврейскому населению страны" и передали его Комитету безопасности ишува. Само по себе это достаточно ясно указывает, что они фактически действовали от лица всего ишува (хотя не имели на это полномочий).
В конце лета 1917 года турецкие власти поймали почтового голубя, который должен был доставить в Египет разведданные, собранные Нили. Это стало известно. "Отношение к Нили резко изменилось. Комитеты колоний предупредили разведчиков, чтобы их ноги не было в поселениях. Незадолго до этого члены группы Нили передали Комитету безопасности ишува вторую денежную посылку в размере 20 тысяч фунтов стерлингов, и Комитет искал пути немедленного возвращения этих денег". Обратите внимание - возросла опасность раскрытия турецкой контрразведкой Нили и еврейская община Палестины стала ограничивать ее деятельность. Важен и факт общеизвестности деятельности Нили в ишуве - комитеты колоний прекрасно знают членов Нили, и скорее всего, приняли это решение о Нили на собраниях.
И вот настает момент, когда турки раскрывают Нили. Оцепив Зихрон-Яаков, они 6 октября 1917 года захватывают всех находившихся там членов Нили, кроме Лишанского, которому удалось бежать. "Жителям Зихрон-Яакова было приказано выдать Лишанского властям, в противном случае турецкие власти угрожали стереть поселение с лица земли. На собрании руководителей ишува в Петах-Тикве было принято решение осудить членов разведывательной группы и отказаться от всякой ответственности за их действия. Лишанский после бегства из Зихрон-Яакова отправился к группе в Каркур. Здесь он встретился с двумя
бывшими товарищами по организации Хашомер, которые привезли на телегах деньги и оружие группы Нили, переданные им Комитетом безопасности ишува, стремившимся любой ценой избавиться от них после раскрытия разведывательной сети".
Совет Хашомер (вооруженная организация, предназначенная охранять еврейские поселения от арабов) принял решение спрятать Лишанского. Когда в Тель-Адас, где прятался Лишанский, прибыла делегация Зихрон-Яакова и потребовала его выдачи, ей ответили, что он скрылся, после чего переправили в Хамару.
Когда обыски приняли такой характер, что скрывать Лишанского стало уже трудно, "был разработан план, согласно которому тело Лишанского после убийства будет доставлено властям". Дальнейшее для нас неинтересно.
А теперь анализ. Еврейство Палестины фактически санкционировало деятельность Нили, несмотря на явную для себя опасность, если бы Нили было раскрыто, ибо доказательство нелояльности еврейства к турецким властям могло закончиться тем, что турки их просто бы вырезали, что они раньше уже сделали с армянами, и сотрудничало с Нили, фактически тем самым взяв на себя ответственность за нее. Широко известна в ишуве была не только деятельность Нили, но и ее отдельные члены. Тем не менее эта информация не вышла за пределы ишува. Нили фактически действовало от лица всего ишува, например, при получении и передаче денег для поддержки ишува, и ишув не видел в этом ничего ненормального, и пользовалось широкой известностью и поддержкой в ишуве. Более того, Комитет безопасности ишува прекрасно знал, где хранится оружие Нили, и после ее раскрытия турками поручил замести следы Хашомеру.
Почему же еврейство так относилось к очень рискованной деятельности Нили? Подобное отношение характерно не только для еврейства, но и для многих децентрализованных организаций. Они поддерживают рискованные действия, если они направлены на интересы организации, молча предоставляют право действовать от лица всей организации на свой страх и риск (но не дадут этих полномочий формально, наоборот, гласно порицают эти действия, ибо иначе нельзя будет отмежеваться от них, если дело примет невыгодный оборот), и пресекают их и от них отмежевываются, как только вред начинает превышать пользу. Что же до рискованности действий, то ситуация нередко меняется, и то, что казалось опасным и неверным, потом может оказаться единственно правильным путем.
Тоже было и с Нили, ведь оно практически реализовало недовольство ишува турецкими властями, рассматривавших Палестину, как свою исключительную собственность, и не желали ни делиться властью, ни удовлетворять ничьи претензии на владение Палестиной. Еврейство извлекло из деятельности Нили немалую пользу, как от налаживания контактов с будущими властями Палестины - британцами, так и от того, что Нили помешало Джамаль-паше развернуть действия против еврейства, начавшиеся с выселения из Яффы. И лишь когда риск стал слишком большим, стало ограничивать Нили. Но и после провала Нили ишув в лице Хашомера продолжает укрывать Лишанского, несмотря на угрозу Зихрон-Яакову, ибо Лишанский мог выдать масштабность связей Нили и всего ишува, и это явно важней Зихрон-Яакова, ибо представляет угрозу всему ишуву. И лишь когда возникает опасность для Лишанского попасть в руки туркам, решают отдать его труп.
Важно обратить внимание и на такие факторы, как хватка и масштабность действий ишува. Привлечение к борьбе с саранчой еврейского специалиста имело такие последствия, как проникновение в турецкий аппарат ряда евреев, и попыткой обеспечить условия для захвата Палестины британцами (причем этой попыткой дело не окончилась - эта цель закрепилась и стала практически основной политической линией ишува, приведя к созданию еврейских полков). Кроме того, ишув получил возможность ограничивать власть турок в Палестине, используя мировую прессу, что он продемонстрировал во время выселения из Яффы, что было огромным успехом, ведь до этого власть турок в Палестине была беспредельной. Но ведь турки сами дали еврейству палец, и кто же виноват, что им откусили руку?
Действия турецких властей были непродуманными и непоследовательными. Во-первых, они не учли, насколько заинтересовано еврейство во владении Палестиной, его силу и готовность бороться за власть, вообще не считая еврейство за соперника. В итоге они легко допустили Аронсона к власти и позволили ознакомиться с ее скрытыми механизмами, явно не понимая, что с Аронсоном они допускают к ней все еврейство. Скорее всего, Джамаль-паша предпочел бы иметь дело с саранчой, если бы представлял все последствия приближения Аронсона к власти. Во-вторых, они не старались раздробить, разрушить сплоченность еврейства, а также организовать в нем систему осведомителей, чтобы получать полную информацию о происходящих там процессах. В-третьих, они не представляли себе, насколько еврейство сплоченно, и угрожая стереть Зихрон-Яаков с лица земли, считали ответственными за Нили лишь его жителей. Чтобы добиться выдачи Лишанского, они должны были угрожать всему ишуву, а не только Зихрон-Яакову. В-четвертых, они испугались шума вокруг Яффы, и тем самым продемонстрировали свою слабость в Палестине. И в-пятых, они ограничились угрозами в отношении Зихрон-Яакова, вместо того, что-
бы предпринять решительные действия против руководства ишува (или против всего ишува), что показало бы большой риск деятельности Нили, и изменило бы не только отношение к ней, но и ко всей антитурецкой деятельности в ишуве. В-шестых, они должны были ясно показать, что как международная поддержка ишува, так и международная еврейская антитурецкая деятельность чреваты для ишува большими неприятностями.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: meldunek
2007-02-20 06:12 pm (UTC)
да, технология постоянно усовершенствуется и дорабатывается
http://meldunek.livejournal.com/50726.html?nc=1
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2007-10-27 12:32 pm (UTC)

Самоорганизация

Чего тут удивительного, разве что для нынешнего роосиянина? Когда на сицилийцев начала давить центральная власть, они создали мафию для противодействия. Правда, впоследствии мафия вышла из-под контроля населения и стала этот самый народ грабить. Но в результате началось движение Сальваторе Джилиано, который воевал и против мафии, и против правительства. Достаточно долго и успешно. Но для этого надо быть сицилийцами, а не россиянами, и отвечать на издевательства выстрелами, а не заявлениями в суд. Вообще любой народ (если это действительно единый народ, а не население Н-ской области) при внешнем давлении сплачивается и пытается организоваться, будь то курды, чеченцы, евреи или афганцы.
Евгений
(Reply) (Thread)